Семейные отношения

 

Типы семей. Виды семей

Попадая на детскую площадку, всегда оказываешься словно на каком-то удивительном представлении, где все актеры — дети — совершенно профессионально отыгрывают собственные роли. И роли эти такие разные…

Кто-то носится как заведенный от качелей до качелей; кто-то звонко хохочет и приглашает других детей с собой поиграть; кто- то раздражается на всякое внимание, обращенное к нему; а кто-то скандалит, жадничает и дерется…

Многих родителей заботит один и тот же вопрос: почему дети одного возраста и выросшие примерно в одних условиях такие разные? Казалось бы, живи и радуйся: все крутится вокруг этих маленьких и трогательных созданий! Понятно, что характер и темперамент никто не отменял, однако есть еще кое-что не менее важное: речь идет об уникальном семейном климате, в котором растет каждый малыш.

На нашем сайте вы найдете много статей с советами и рекомендациями по воспитанию детей. Но обсуждая вопросы воспитания очень важно уделить должное внимание роли семьи. Мы не живем поодиночке, большинство из нас объединены в семьи, как в единый организм, обладающий собственным уникальным характером и системой жизненных ориентиров. Недаром говорят «Родительский дом — начало начал».

Ребенок рождается в семье, и она с первых минут жизни начинает оказывать на него мощное созидательное влияние. Семья всю жизнь формирует каждого из нас: первый опыт общения, любимые блюда, литературные и музыкальные предпочтения, отношение к дружбе, моральные нормы — все это закладывается в семье и продолжает жить в нас отголосками даже тогда, когда мы давно живем самостоятельной, собственной жизнью. Поэтому рассматривать воспитание как созидательный процесс и говорить о развитии малыша мы попросту не имеем права, не упомянув о самом важном условии любого развития — о семейном климате.

Приведенная ниже классификация моделей семейных взаимоотношений не является строго научной, в ней отражены лишь самые распространенные типы семейных отношений. Более того, я сознательно сделала упор на возможное «отягощающее» воздействие разных типов семей с целью показать истоки главных педагогических ошибок.

Приведенные ниже модели семьи получены путем оптимального совмещения наиболее распространенных типов семейных отношений.

Авторитарная семья

Это довольно распространенная модель отношений внутри семьи. По крайней мере, для российского общества. В семье есть лидер, он же — непререкаемый авторитет, а все остальные — его подчиненные. Почему-то принято считать, что авторитетом в такой семье является исключительно папа. Смею заверить, подобное убеждение далеко от истины, и по среднестатистическим данным, с небольшим перевесом в авторитарных семьях главенствует женщина.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним ставшую крылатой фразу героини Ф. Раневской из кинофильма «Подкидыш»: «Муля! Не нервируй меня!» Так или почти так выглядят все авторитарные семьи. «Главарь» беспрекословно подчиняет себе всех домашних. Восседая на вершине семейного Олимпа, он не скупится на ценные указания, щедро критикует и не терпит посторонних инициатив и вмешательства в собственные планы.

На жизнь ребенка, как вы понимаете, «главарь» оказывает самое непосредственное влияние, собственно, как и на жизнь остальных членов семьи. И не так уж важно, кто — мама или папа — являются лидерами. Важна сама стратегическая ситуация, в которой ребенок растет, и ее главные черты: незамедлительное подчинение «главарю» и отрицание инициативы «подчиненных».

Думаю, что для большинства родителей уже очевиден путь развития ребенка в такой семье: в ситуации тотального подавления и повышенного контроля сложно вырасти независимой и сильной личностью. А значит, безынициативный, застенчивый и нерешительный подросток, вышедший из авторитарной семьи, будет воплощать в себе ошибки родительского воспитания.

Но не будем торопиться и рассмотрим еще несколько моделей семьи. Это поможет нам лучше понять природу всевозможных педагогических упущений, совершаемых родителями.

Свободные семейные отношения

 

В противовес авторитарной модели семьи существует модель, где отношения между членами семьи или слабо регулируются, или строятся на сознательном упрощении отношений, снятии всевозможных условностей и большом доверии. Неполные семьи, в которых есть «родитель выходного дня», тоже могут быть отнесены к этому типу, но только в том случае, если в них будут присутствовать те формы отношений, о которых мы говорили выше.

Чем отличается воспитание ребенка в семье со свободными взаимоотношениями, тоже, думаю, понятно даже далекому от психологии человеку.

Отсутствие строгих границ и норм поведения дает несоизмеримо больше свободы. Часто в таких семьях привычные роли распределяются совершенно иным образом или вовсе отсутствуют. Ну, скажем, мама может выполнять физически тяжелую работу, а папа при этом приглядывает за хозяйством или разводит комнатные цветы. Или оба родителя сильно заняты карьерой, появляются дома поздно и видят ребенка только в выходные.

Такие родители зачастую не видят особого смысла требовать друг от друга исполнения укоренившихся в сознании большинства людей ролевых действий, например варить борщ или собственноручно делать ремонт. Возникающие бытовые вопросы решаются по мере поступления и не являются сколько-нибудь значимой проблемой.

К воспитанию ребенка такие родители подходят аналогичным образом: эпизодически. Не понравилось что-то в поведении ребенка, или его поступок пошел вразрез с сиюминутным настроением, следует немедленное порицание, тогда как в другой ситуации подобное поведение ребенка могло оказаться вовсе незамеченным.

Если попытаться охарактеризовать воспитательный принцип такой семьи одним словом, то это будет определение — «бессистемный».

Одни и те же действия ребенка могут порицаться в одной ситуации и поощряться в другой, может присутствовать чрезмерная похвала, не соответствующая моменту, задаривание подарками или, напротив, эмоциональная сухость в наиболее важные для ребенка моменты.

К этому типу семьи относится и «творческая семья», так как зачастую воспитание ребенка в семье людей, занятых творчеством, осуществляется эпизодически. Родители, порой, сильно погружены в себя и не успевают замечать всех изменений, происходящих в жизни и характере их ребенка. Также они нередко исповедуют так называемое свободное воспитание, при котором свобода ребенка ограничена лишь ситуациями, угрожающими его здоровью (не разводи дома костер, не заплывай далеко). В остальном ребенок предоставлен самому себе, и любые поведенческие эксперименты с его стороны одобряются и приветствуются родителями. Основной воспитательный тезис в такой семье — надо дать чаду свободу выбора и возможность опытным путем самостоятельно дойти до истины.

Мы видим, что и в том и в другом случае дети довольно слабо чувствуют границы дозволенного, и это, безусловно, определенным образом скажется на их развитии. Чаще всего такие детки вырастают в гиперсамостоятельных молодых людей, которые готовы использовать любые возможности для достижения своих целей, привыкли полагаться только на себя и свои силы, но которые, как это ни парадоксально, могут быть очень неуверенны в правильности своего выбора и поступка. Может быть, их сомнения окажутся скрыты от окружающих, но внутри себя такие люди все время ищут подтверждение своей правоте, ищут доказательств, знаков и… зачастую не находят их, продолжая жить в дискомфортном напряжении.

Сверхлюбящая и сверхопекающая семья

Выделяя этот вид семьи как отдельный, я рискую получить недоуменные реплики: «А что, в других семьях детей не любят?» Так вот, опережая удивление, скажу, что, безусловно, наличие родительской любви как таковой не зависит ни от каких типов. Однако в данном случае мы будем иметь в виду гиперлюбовь, которая отягощает развитие и утомляет малыша.

Представьте себе ситуацию, когда мама не отпускает карапуза ползать по иолу, так как там холодно, грязно, жестко и кругом микробы… Конечно, большинство из нас скажет: «Ну и что? Везде микробы!» Однако для кого-то подобный поступок — отпустить ребенка на пол — окажется практически невозможным.

Некоторые родители носят малышей на руках до тех пор, пока позволяют физические силы; кто-то предвосхищает любую инициативу крохи, делая за него все возможные дела, одевая, кормя с ложки и собирая игрушки за чадом предшкольного возраста; кто-то лишает ребенка возможности познакомиться с домашними делами, дескать, вырастет — еще намоется полов, а пока пусть отдыхает. Словом, вариантов гиперопекунства и гиперзаботы, скрывающихся за маской родительской любви, множество, а результат всегда примерно один и тот же. Малыши, лишенные возможности адекватно постигать окружающий мир, со временем смиряются со своим положением и вырастают в безынициативных, ленивых взрослых. Конечно, вероятность этого не стопроцентная, но, тем не менее, черты потери интереса к окружающему миру в той или иной степени встречаются у всех «слишком любимых» детей.

Еще один вариант развития событий для детей, испытывающих на себе гиперзаботу, — это превращение в «маменькиного сынка» или «дочку». Не то чтобы эти великовозрастные чада ленивы и безразличны к окружающему, просто они не получили в свое время достаточно опыта и теперь им сложно самостоятельно, без маминой шпаргалки, жить в агрессивном мире взрослых.

Если говорить о зоне риска для формирования «сверхлюбящей» семьи, то это, в первую очередь, поздние дети от поздних браков. Однако сюда могут попасть и прочие семьи, взрослые члены которых отличаются чрезмерной чувствительностью к происходящему.

Мы разобрались с типами семей, имеющих в своем фундаменте предпосылки для формирования патологических (не бойтесь этого слова!) принципов воспитания. Конечно, в классификацию семей можно добавить еще «совершенно нормальные» семьи, где родители счастливы, мудры, в меру заботливы, инициативны и настроены на успехи и развитие детей.

Источник

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: