Самые ранние годы ХХ века увидели расцвет ряда женщин, среди которых были Айседора Дункан, Элеонора Дузе, Маркиза Луиза Казати, Ромен Брукс, и Ида Рубинштейн, танцовщица, актриса, и покровитель искусства.
Девочка из хорошо обеспеченной еврейской семьи. Ида Рубинштейн родилась в 1883 году в Харькове, оживленном железнодорожном и промышленном центре Украины. Она была самой младшей из четырех детей. Семья была богатой, культурной и русифицированной. К 1892 году оба родителя были мертвы, Ида и ее старшая сестра Рашель (позже известная как Ирен) были отправлены жить с двоюродным братом в Санкт-Петербурге. Рубинштейн использовала ее значительное наследие для вкладов в искусство. Молодая женщина училась пантомиму и декламации и была большой поклонницей американской танцовщицы Айседоры Дункан.
Она училась у Михаила Фокина, молодого, инновационного хореографа, который создал «Танец семи покрывал» для Рубинштейн в 1908году, по произведению Оскара Уайльда Саломея. Хотя это произведение увидело свет только один раз, из-за вмешательства цензора (1909). Ида Рубинштейн грациозна, и обладала исключительной красотой, что видимо не помешало ее танцевальным талантам. Тем не менее, Фокин рекомендует Сержу Дягилеву использовать ее в главной роли «Клеопатры», которая открывала первый балетный сезон в Париже в 1909 году. С ней вместе были и такие актеры, как Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Рубинштейн была выбрана и для «Зобеиды» в 1910 для роли Шехерезады. В следующем году, она оставила компанию Дягилева и сформировала собственную труппу.
Первая мировая война была переломным моментом в жизни Рубинштейн. Хотя двадцать лет ей пришлась пройти, прежде чем она стала гражданином Франции, к 1920 она стала гранд-дамой французского театра.
В 1936 году Ида Рубинштейн перешла в католическую веру. Она не была первой из братьев и сестер Рубинштейн, которые вошли в католическую церковь. Ее сестра Ирен, которая умерла во время немецкой бомбардировки, сделала это десятилетием ранее. Для нацистов, конечно, Ида была еврейкой. Когда немцы вторглись во Францию, она бежала в Англию, путь облегчил ее давний любовник Вальтер Гиннес (1880-1944), лорд Мойн, высокий британский чиновник, который был убит в Каире в 1944 году еврейскими террористами.
В 1924 году она танцевала в Парижской Опере. В этот период она повернулась к серьезной драме, появляясь в ролях, таких как Камиль Александра Дюма -сына. Труппа Рубинштейн была самой влиятельной в течение сезонов 1928-29гг. Вернувшись в Париж после освобождения, она сделала несколько попыток вернуться на сцену. Хотя она возродила компанию в 1931 году и снова в 1934 году, она ушла из общественной жизни, вышла в отставку и жила в уединении на Французской Ривьере, где она жила до 1960 года. Здесь она жила в строгом уединении, читая Библию и изредка навещая аббатство Сито. Когда она умерла в 1960 году, это было почти за месяц до ее смерти, как сообщили в парижских газетах. Многие известные танцоры появились благодаря её компании, это Фредерик Аштон, Роман Ясинский, Дэвид Лишин, и Нина Вершининa…
Притягательная женщина, великолепная танцовщица Ида Рубинштейн была нарисована несколькими живописцами, но особенно мне запомнился портрет Валентина Серова — тонкий, воздушный образ! Спасибо за рассказ о ее жизни!
Мне тоже очень нравится портрет Иды Рубинштейн, выполненный Серовым. Красивая женщина, прекрасная танцовщица, и судьба очень интересная.
С интересом читаю факты биографии женщин, оставивших какой-то след в истории.